

7 марта 2025

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 28 февраля 2025 г. N 200 "О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 30 декабря 2021 г. N 1337"
В соответствии с федеральными законами от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", от 8 августа 2024 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", от 8 августа 2024 г. N 323-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и статьи 69 и 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" приказываю: 1. Внести изменения в приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 30 декабря 2021 г. N 1337 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (в редакции приказа Департамента здравоохранения города Москвы от 20 мая 2024 г. N 424): 1.1. В пункте 6 приказа слова "Хавкину Е.Ю." заменить словами "Старшинина А.В.". 1.2. В абзаце пятом приложения к приказу слова "(амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики)" исключить. 1.3. В абзаце девятом приложения к приказу слова "в целях проведения экспертиз в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора)" заменить словами "в целях осуществления экспертизы в рамках регионального государственного контроля (надзора)". 1.4. Приложение 1 к Руководству по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, приложения к приказу изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу. 1.5. Приложение 3 к Руководству по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, приложения к приказу изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Старшинина А.В. Исполняющий обязанности руководителя Департамента здравоохранения города Москвы А.С. Токарев Приложение 1 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 28.02.2025 г. N 200 Внесение изменений в приложение к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 30 декабря 2021 г. N 1337 Приложение 1 к Руководству по соблюдению обязательных требований Перечень нормативных правовых актов (НПА), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов +------------------------------------------------------------------------+ | N | Название НПА | Текст НПА, содержащий | Обязательное | |п/п |(часть, статья,| обязательное требование | требование | | | пункт) | |(нумерация и текст) | |----+---------------+------------------------------+--------------------| | 1. |Федеральный |Организации оптовой торговли и|1. Соблюдение правил| | |закон от 12|(или) аптечные организации,|формирования | | |апреля 2010 г.|индивидуальные |розничных отпускных| | |N 61-ФЗ "Об|предприниматели, имеющие|цен на лекарственные| | |обращении |лицензию на фармацевтическую|препараты, | | |лекарственных |деятельность, осуществляют|включенные в| | |средств" (далее|реализацию лекарственных|перечень ЖНВЛП,| | |- Федеральный|препаратов, включенных в|контролируемыми | | |закон N 61-ФЗ)|перечень жизненно необходимых|лицами, | | |(часть 2 статьи|и важнейших лекарственных|осуществляющими | | |63) |препаратов (далее - ЖНВЛП), по|розничную торговлю| | | |ценам, уровень которых не|лекарственными | | | |превышает сумму фактической|препаратами, в| | | |отпускной цены, установленной|соответствии с| | | |производителем лекарственных|Правилами, | | | |препаратов и не превышающей|утвержденными | | | |зарегистрированной или|постановлением N 865| | | |перерегистрированной | | | | |предельной отпускной цены| | | | |производителя (на дату| | | | |реализации лекарственного| | | | |препарата производителем), и| | | | |размер оптовой надбавки и| | | | |(или) размер розничной| | | | |надбавки, не превышающие| | | | |соответственно размера| | | | |предельной оптовой надбавки и| | | | |(или) размера предельной| | | | |розничной надбавки,| | | | |установленных в субъекте| | | | |Российской Федерации. | | | |---------------+------------------------------| | | |Правила |Аптечные организации,| | | |формирования |индивидуальные | | | |отпускных цен|предприниматели, имеющие| | | |на |лицензию на фармацевтическую| | | |лекарственные |деятельность, медицинские| | | |препараты, |организации, имеющие лицензию| | | |включенные в|на фармацевтическую| | | |перечень |деятельность, и их| | | |жизненно |обособленные подразделения,| | | |необходимых и|расположенные в сельских| | | |важнейших |населенных пунктах, в которых| | | |лекарственных |отсутствуют аптечные| | | |препаратов, |организации, осуществляют| | | |организациями |реализацию лекарственных| | | |оптовой |препаратов по ценам, уровень| | | |торговли, |которых (без учета налога на| | | |аптечными |добавленную стоимость) не| | | |организациями, |должен превышать сумму| | | |индивидуальными|фактической отпускной цены| | | |предпринимате- |производителя, не превышающей| | | |лями и|зарегистрированной или| | | |медицинскими |перерегистрированной | | | |организациями, |предельной отпускной цены| | | |утвержденные |производителя (на дату| | | |постановлением |реализации лекарственного| | | |Правительства |препарата производителем), и| | | |Российской |размер оптовой надбавки и| | | |Федерации от 29|(или) размер розничной| | | |октября 2010 г.|надбавки, не превышающих| | | |N 865 "О|соответственно размер| | | |государственном|предельной оптовой надбавки и| | | |регулировании |размер предельной розничной| | | |цен на|надбавки, установленных в| | | |лекарственные |субъекте Российской Федерации.| | | |препараты, |Аптечные организации,| | | |включенные в|индивидуальные предприниматели| | | |перечень |и медицинские организации| | | |жизненно |учитывают налог на добавленную| | | |необходимых и|стоимость в цене реализации| | | |важнейших |лекарственного препарата в| | | |лекарственных |порядке, установленном| | | |препаратов" |законодательством Российской| | | |(далее -|Федерации. | | | |Правила, |Размер розничной надбавки,| | | |утвержденные |рассчитанный исходя из| | | |постановлением |фактической отпускной цены| | | |N 865) (пункты|производителя, подлежащий| | | |5 - 7) |применению аптечными| | | | |организациями, индивидуальными| | | | |предпринимателями и| | | | |медицинскими организациями,| | | | |осуществляющими реализацию| | | | |лекарственных препаратов на| | | | |территории субъекта Российской| | | | |Федерации, не должен превышать| | | | |соответствующий предельный| | | | |размер розничной надбавки,| | | | |установленный исполнительным| | | | |органом этого субъекта| | | | |Российской Федерации. | | | | |При формировании организациями| | | | |оптовой торговли, аптечными| | | | |организациями, индивидуальными| | | | |предпринимателями и| | | | |медицинскими организациями| | | | |отпускных цен на лекарственные| | | | |препараты с применением| | | | |предельных размеров оптовых| | | | |надбавок и (или) предельных| | | | |размеров розничных надбавок| | | | |такие отпускные цены| | | | |округляются по математическим| | | | |правилам округления до сотых| | | | |частей рубля. | | | | |При расчете примененных такими| | | | |организациями и| | | | |индивидуальными | | | | |предпринимателями надбавок| | | | |допускается погрешность, не| | | | |превышающая размер округления.| | | |---------------+------------------------------| | | |Постановление |Предельная розничная надбавка| | | |Правительства |к фактической отпускной цене| | | |Москвы от 24|производителя на ЖНВЛП, не| | | |февраля 2010 г.|относящиеся к наркотическим| | | |N 163-ПП "Об|средствам и психотропным| | | |установлении |веществам, включенным в| | | |предельных |утвержденные Правительством| | | |размеров |Российской Федерации| | | |торговых |соответствующие списки и| | | |надбавок к|перечни: | | | |ценам на|- до 100 руб. включительно -| | | |лекарственные |32%; | | | |препараты" |- свыше 100 руб. до 500 руб.| | | |(далее -|включительно - 28%; | | | |постановление |- свыше 500 руб. - 15%. | | | |N 163-ПП) |------------------------------| | | |(приложение к|Предельная розничная надбавка| | | |постановлению |к фактической отпускной цене| | | |N 163-ПП) |производителя на ЖНВЛП из| | | | |числа лекарственных| | | | |препаратов, относящиеся к| | | | |наркотическим средствам и| | | | |психотропным веществам,| | | | |включенным в утвержденные| | | | |Правительством Российской| | | | |Федерации соответствующие| | | | |списки и перечни: | | | | |- до 100 руб. включительно -| | | | |36%; | | | | |- свыше 100 руб. до 500 руб.| | | | |включительно - 31%; | | | | |- свыше 500 руб. - 17%. | | |------------------------------------------------------------------------| | Рекомендации по соблюдению обязательного требования: | |Организации розничной торговли обязаны осуществлять реализацию ЖНВЛП по| |отпускным ценам, не превышающим сумму фактической отпускной цены| |производителя и размера оптовой и розничной надбавок, установленных в| |городе Москве, и сумму зарегистрированной предельной отпускной цены| |производителя и предельных размеров оптовой и розничной надбавок,| |установленных в городе Москве. | |------------------------------------------------------------------------| |2. |Федеральный |Организации оптовой торговли и|2. Соблюдение правил| | |закон N 61-ФЗ|(или) аптечные организации,|формирования оптовых| | |(часть 2 статьи|индивидуальные |отпускных цен на| | |63) |предприниматели, имеющие|лекарственные | | | |лицензию на фармацевтическую|препараты, | | | |деятельность, осуществляют|включенные в| | | |реализацию лекарственных|перечень ЖНВЛП,| | | |препаратов, включенных в|контролируемыми | | | |перечень ЖНВЛП, по ценам,|лицами, | | | |уровень которых не превышает|осуществляющими | | | |сумму фактической отпускной|оптовую торговлю| | | |цены, установленной|лекарственными | | | |производителем лекарственных|препаратами, в| | | |препаратов и не превышающей|соответствии с| | | |зарегистрированной или|Правилами, | | | |перерегистрированной |утвержденными | | | |предельной отпускной цены|постановлением N 865| | | |производителя (на дату| | | | |реализации лекарственного| | | | |препарата производителем), и| | | | |размер оптовой надбавки и| | | | |(или) размер розничной| | | | |надбавки, не превышающие| | | | |соответственно размера| | | | |предельной оптовой надбавки и| | | | |(или) размера предельной| | | | |розничной надбавки,| | | | |установленных в субъекте| | | | |Российской Федерации. | | | |---------------+------------------------------| | | |Правила, |Организации оптовой торговли| | | |утвержденные |лекарственными средствами| | | |постановлением |осуществляют реализацию| | | |N 865 (пункты 1|лекарственных препаратов,| | | |- 4, 7) |включенных в перечень ЖНВЛП,| | | | |по ценам, уровень которых (без| | | | |учета налога на добавленную| | | | |стоимость) не должен превышать| | | | |сумму фактической отпускной| | | | |цены производителя| | | | |лекарственного препарата, не| | | | |превышающей зарегистрированной| | | | |или перерегистрированной| | | | |предельной отпускной цены| | | | |производителя (на дату| | | | |реализации лекарственного| | | | |препарата производителем), и| | | | |размера оптовой надбавки, не| | | | |превышающей размера предельной| | | | |оптовой надбавки,| | | | |установленной в субъекте| | | | |Российской Федерации. | | | | |Организации оптовой торговли| | | | |учитывают налог на добавленную| | | | |стоимость в цене реализации| | | | |лекарственного препарата в| | | | |порядке, установленном| | | | |законодательством Российской| | | | |Федерации. | | | | |Суммарный размер оптовых| | | | |надбавок, подлежащих| | | | |применению всеми организациями| | | | |оптовой торговли, участвующими| | | | |в реализации лекарственного| | | | |препарата, рассчитанный исходя| | | | |из фактической отпускной цены| | | | |производителя, не должен| | | | |превышать соответствующий| | | | |предельный размер оптовой| | | | |надбавки, установленный| | | | |исполнительным органом| | | | |субъекта Российской Федерации,| | | | |на территорию которого| | | | |осуществляется поставка| | | | |лекарственного препарата. | | | | |Организации оптовой торговли,| | | | |имеющие структурные| | | | |подразделения розничной| | | | |торговли, могут формировать| | | | |розничные цены на| | | | |лекарственные препараты с| | | | |применением одновременно| | | | |оптовой и розничной надбавок к| | | | |фактической отпускной цене| | | | |производителя (без налога на| | | | |добавленную стоимость),| | | | |суммарный размер которых не| | | | |должен превышать предельный| | | | |размер оптовой и розничной| | | | |надбавок соответственно,| | | | |установленных в субъекте| | | | |Российской Федерации, при| | | | |условии ведения раздельного| | | | |учета оптовой и розничной| | | | |торговли. | | | | |Организации оптовой торговли,| | | | |реализующие лекарственные| | | | |препараты потребителям по| | | | |договору комиссии (комитенты)| | | | |от имени организаций розничной| | | | |торговли (комиссионеров),| | | | |могут формировать отпускную| | | | |цену на лекарственный препарат| | | | |с применением одновременно| | | | |оптовой и розничной надбавок к| | | | |фактической отпускной цене| | | | |производителя, суммарный| | | | |размер которых не должен| | | | |превышать предельный размер| | | | |оптовой и розничной надбавок| | | | |соответственно, установленных| | | | |в субъекте Российской| | | | |Федерации. | | | | |При формировании организациями| | | | |оптовой торговли, аптечными| | | | |организациями, индивидуальными| | | | |предпринимателями и| | | | |медицинскими организациями| | | | |отпускных цен на лекарственные| | | | |препараты с применением| | | | |предельных размеров оптовых| | | | |надбавок и (или) предельных| | | | |размеров розничных надбавок| | | | |такие отпускные цены| | | | |округляются по математическим| | | | |правилам округления до сотых| | | | |частей рубля. | | | | |При расчете примененных такими| | | | |организациями и| | | | |индивидуальными | | | | |предпринимателями надбавок| | | | |допускается погрешность, не| | | | |превышающая размер округления.| | | |---------------+------------------------------| | | |Постановление |Организации оптовой торговли,| | | |N 163-ПП |имеющие структурные| | | |(приложение к|подразделения розничной| | | |постановлению |торговли, должны формировать| | | |N 163-ПП) |розничные цены на ЖНВЛП с| | | | |применением одновременно| | | | |оптовой и розничной надбавок к| | | | |фактической отпускной цене| | | | |производителя на лекарственный| | | | |препарат, размер которых не| | | | |должен превышать предельный| | | | |размер оптовой и предельный| | | | |размер розничной надбавок| | | | |соответственно, при условии| | | | |ведения раздельного учета| | | | |оптовой и розничной торговли. | | | | |------------------------------| | | | |Предельная оптовая надбавка к| | | | |фактической отпускной цене| | | | |производителя на ЖНВЛП, не| | | | |относящиеся к наркотическим| | | | |средствам и психотропным| | | | |веществам, включенным в| | | | |утвержденные Правительством| | | | |Российской Федерации| | | | |соответствующие списки и| | | | |перечни: | | | | |- до 100 руб. включительно -| | | | |17%; | | | | |- свыше 100 руб. до 500 руб.| | | | |включительно - 10%; | | | | |- свыше 500 руб. - 7%. | | | | |------------------------------| | | | |Предельная оптовая надбавка к| | | | |фактической отпускной цене| | | | |производителя на ЖНВЛП из| | | | |числа лекарственных| | | | |препаратов, относящиеся к| | | | |наркотическим средствам и| | | | |психотропным веществам,| | | | |включенным в утвержденные| | | | |Правительством Российской| | | | |Федерации соответствующие| | | | |списки и перечни: | | | | |- до 100 руб. включительно -| | | | |25%; | | | | |- свыше 100 руб. до 500 руб.| | | | |включительно - 21%; | | | | |- свыше 500 руб. - 15%. | | |------------------------------------------------------------------------| | Рекомендации по соблюдению обязательного требования: | |Организации оптовой торговли обязаны осуществлять реализацию ЖНВЛП по| |отпускным ценам, не превышающим сумму фактической отпускной цены| |производителя и размера оптовой и розничной надбавок, установленных в| |городе Москве и сумму зарегистрированной предельной отпускной цены| |производителя и предельных размеров оптовой и розничной надбавок,| |установленных в городе Москве. | |------------------------------------------------------------------------| |3. |Федеральный |Не допускаются реализация и|3. Соблюдение| | |закон N 61-ФЗ|отпуск лекарственных|запрета на| | |(часть 8 статьи|препаратов, включенных в|реализацию и отпуск| | |61) |перечень ЖНВЛП, на которые|лекарственных | | | |производителями лекарственных|препаратов, | | | |препаратов не зарегистрирована|включенных в| | | |предельная отпускная цена,|перечень ЖНВЛП, не| | | |реализация производителями|прошедших | | | |лекарственных препаратов по|государственную | | | |ценам, превышающим|регистрацию | | | |зарегистрированные или|предельных отпускных| | | |перерегистрированные |цен производителей | | | |предельные отпускные цены на| | | | |лекарственные препараты с| | | | |учетом налога на добавленную| | | | |стоимость. | | |------------------------------------------------------------------------| | Рекомендации по соблюдению обязательного требования: | |Не допускается реализация и отпуск ЖНВЛП, на которые производителями| |лекарственных препаратов не зарегистрирована предельная отпускная цена| |производителя, реализация производителями лекарственных препаратов по| |ценам, превышающим зарегистрированные или перерегистрированные| |предельные отпускные цены на лекарственные препараты с учетом налога на| |добавленную стоимость. | |------------------------------------------------------------------------| |4. |Правила, |Реализация лекарственных|4. Соблюдение| | |утвержденные |препаратов организациями|запрета на| | |постановлением |оптовой торговли, аптечными|реализацию | | |N 865 (пункты|организациями, индивидуальными|лекарственных | | |9, 10 и|предпринимателями и|препаратов, | | |Приложение к|медицинскими организациями|включенных в| | |Правилам -|осуществляется при наличии|перечень ЖНВЛП, в| | |Протокол |протокола согласования цен|отсутствие | | |согласования |поставки ЖНВЛП, составленного|надлежащих | | |цен поставки|по форме согласно приложению,|протоколов | | |лекарственных |за исключением лекарственных|согласования цен| | |препаратов, |препаратов, которые не были|поставки | | |включенных в|включены в ЖНВЛП на дату их|лекарственных | | |перечень ЖНВЛП|приобретения указанными|препаратов, | | |(далее -|организациями и|включенных в| | |протокол |индивидуальными |перечень ЖНВЛП,| | |согласования |предпринимателями. |оформленных в| | |цен поставки|Протокол согласования цен|соответствии с| | |ЖНВЛП) |поставки ЖНВЛП может быть|пунктами 9 и 10| | | |создан в виде электронного|Правил, утвержденных| | | |документа, подписанного|постановлением N 865| | | |усиленной квалифицированной| | | | |электронной подписью| | | | |уполномоченных лиц поставщика| | | | |и покупателя. | | |------------------------------------------------------------------------| | Рекомендации к соблюдению обязательного требования: | |Заполнять необходимые графы протокола согласования цен поставки ЖНВЛП,| |обеспечить наличие: | |- печати организации; | |- даты оформления протокола согласования цен поставки ЖНВЛП; | |- даты реализации лекарственного препарата производителем; | |- подписи уполномоченных лиц, присутствующих на рабочих местах при| |оформлении протокола согласования цен поставки ЖНВЛП. | |------------------------------------------------------------------------| |5. |Федеральный |Исполнительные органы|5. Размещение в| | |закон N 61-ФЗ|субъектов Российской Федерации|аптечных | | |(часть 3 статьи|размещают в сети Интернет|организациях в| | |63) |информацию о|доступной для всех| | | |зарегистрированных предельных|заинтересованных лиц| | | |отпускных ценах производителей|форме и обновление| | | |на лекарственные препараты,|по мере размещения в| | | |включенные в перечень ЖНВЛП,|информационно-комму-| | | |об установленных в субъекте|никационной сети| | | |Российской Федерации|Интернет | | | |предельных размерах оптовых|Департаментом | | | |надбавок и (или) предельных|информации о| | | |размерах розничных надбавок к|зарегистрированных | | | |установленным производителями|предельных отпускных| | | |лекарственных препаратов|ценах производителей| | | |фактическим отпускным ценам на|на лекарственные| | | |лекарственные препараты,|препараты, | | | |включенные в перечень ЖНВЛП, а|включенные в| | | |также о сумме|перечень ЖНВЛП, об| | | |зарегистрированных предельных|установленных в| | | |отпускных цен производителей|городе Москве| | | |на лекарственные препараты,|предельных размерах| | | |включенные в перечень ЖНВЛП,|оптовых надбавок и| | | |установленных в субъекте|(или) предельных| | | |Российской Федерации|размерах розничных| | | |предельных размеров оптовых|надбавок к| | | |надбавок и предельных размеров|установленным | | | |розничных надбавок и налога на|производителями | | | |добавленную стоимость.|лекарственных | | | |Информация, предусмотренная|препаратов | | | |настоящей частью, должна|фактическим | | | |находиться также в аптечных|отпускным ценам на| | | |организациях в доступной для|лекарственные | | | |всех заинтересованных лиц|препараты, | | | |форме и обновляться по мере ее|включенные в| | | |размещения исполнительными|перечень ЖНВЛП, а| | | |органами субъектов Российской|также о сумме| | | |Федерации в сети Интернет. |зарегистрированных | | | | |предельных отпускных| | | | |цен производителей| | | | |на лекарственные| | | | |препараты, | | | | |включенные в| | | | |перечень ЖНВЛП,| | | | |установленных в| | | | |городе Москве| | | | |предельных размеров| | | | |оптовых надбавок и| | | | |предельных размеров| | | | |розничных надбавок и| | | | |налога на| | | | |добавленную | | | | |стоимость | |------------------------------------------------------------------------| | Рекомендации по соблюдению обязательного требования: | |Контролируемые лица обязаны размещать в доступной для всех| |заинтересованных лиц форме и обновлять по мере опубликования| |Департаментом актуальную информацию: | |- о зарегистрированной предельной отпускной цене производителя на ЖНВЛП;| |- об установленных в городе Москве размерах предельных оптовой и| |розничной надбавок к установленным производителями лекарственных| |препаратов фактическим отпускным ценам на ЖНВЛП (постановление| |N 163-ПП); | |- о сумме зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на| |лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, установленных в| |городе Москве предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров| |розничных надбавок и налога на добавленную стоимость. | +------------------------------------------------------------------------+ Приложение 2 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 28.02.2025 г. N 200 Внесение изменений в приложение к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 30 декабря 2021 г. N 1337 Приложение 3 к Руководству по соблюдению обязательных требований Рекомендации контролируемым лицам по соблюдению обязательных требований 1. Соблюдение правил формирования розничных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), контролируемыми лицами, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами, предусмотренных частью 2 статьи 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ), в соответствии с пунктами 5 - 7 Правил формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее - Правила, утвержденные постановлением N 865). 2. Соблюдение правил формирования оптовых отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, контролируемыми лицами, осуществляющими оптовую торговлю лекарственными препаратами, предусмотренных частью 2 статьи 63 Федерального закона N 61-ФЗ, в соответствии с пунктами 1 - 4, 7 Правил, утвержденных постановлением N 865. Организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной или перерегистрированной предельной отпускной цены производителя (на дату реализации лекарственного препарата производителем), и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации. Контролируемые лица обязаны формировать оптовые и розничные отпускные цены на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в соответствии с письмами Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее - ФАС России), в том числе при разных системах налогообложения (с письмами и примерами расчетов можно ознакомиться на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы в разделе "Департамент" / "Региональный государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты" во вкладке "Документы": https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/department/drugs_regional_page.html): - от 26 февраля 2016 г. N АК/11825/16 "Об оформлении протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее - письмо N АК/11825/16); - от 29 июня 2018 г. N АЦ/49132/18 "О формировании отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП"; - от 7 февраля 2019 г. N АЦ/8476/19 "О рассмотрении обращения по вопросу формирования надбавок к ценам на лекарственные препараты"; - от 19 декабря 2019 г. N АЦ/111577/19 "О протоколе согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее - письмо N АЦ/111577/19); - от 14 февраля 2020 г. N АД/10927/20 "Разъяснение по заполнению формы протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов"; - от 1 декабря 2021 г. N ТН/102420/21 "Разъяснения порядка формирования цен на лекарственные препараты при изменении в субъекте Российской Федерации предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП"; - от 20 октября 2022 г. N ТН/96684/22 "О порядке ценообразования на лекарственные препараты вновь включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов"; - от 20 декабря 2022 г. N ТН/114854/22 "О рассмотрении обращения" (далее - письмо N ТН/114854/22); - разъяснениями ФАС России "Об уточнении методики расчета порядка формирования отпускной цены" (без номера); - от 28 декабря 2024 г. N ТН/122353/24 "О вопросах изменения подходов к формированию отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, при применении упрощенной системы налогообложения" (далее - письмо N ТН/122353/24). На процесс формирования оптовой надбавки распространяются правовые нормы, действующие в момент реализации (до снижения надбавок) препарата первой организацией оптовой торговли, продавшей товар с применением оптовой надбавки. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, то условия указанного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Таким образом, при приобретении организацией оптовой торговли препарата у другой организации до снижения надбавок оптовая надбавка исчисляется исходя из размера, не превышающего разницу между предельной надбавкой, установленной в регионе, на дату приобретения препарата (до снижения надбавок), исчисленной от фактической отпускной цены производителя без налога на добавленную стоимость (далее - НДС), и размером надбавки, примененной предыдущими оптовыми организациями (до снижения надбавок). Это необходимо учитывать, когда первая организация оптовой торговли приобрела препарат у производителя до снижения надбавок, однако реализация данного препарата последующим организациям оптовой торговли или организациям розничной торговли еще не началась. Необходимо обратить внимание на то, что, согласно письму N ТН/114854/22, лекарственные препараты иностранного производства, включенные в перечень ЖНВЛП, которые допускаются к ввозу и обращению на территории Российской Федерации в рамках "Особенностей обращения лекарственных средств для медицинского применения в случае дефектуры или риска возникновения дефектуры лекарственных препаратов в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 593 "Об особенностях обращения лекарственных средств для медицинского применения в случае дефектуры или риска возникновения дефектуры лекарственных препаратов в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера", должны обращаться на товарном рынке Российской Федерации с учетом: - фактической отпускной цены производителя, которая не может превышать зарегистрированные в России в установленном порядке предельные отпускные цены производителей на такие лекарственные препараты; - действующих предельных размеров оптовых и розничных надбавок, применяемых к указанной фактической отпускной цене производителя, которые установлены в соответствующих субъектах Российской Федерации. С 1 января 2025 года на процесс формирования оптовых и розничных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, распространяются правовые нормы, внесенные Федеральным законом от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ). Контролируемые лица, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), становятся плательщиками НДС. Поскольку такие требования предполагают ряд особенностей, контролируемые лица могут быть условно поделены на три категории, в т.ч. для целей определения подхода к формированию оптовых и розничных отпускных цен на ЖНВЛП. Первая категория контролируемых лиц, применяющие УСН (освобожденные от уплаты НДС). В соответствии с абзацами 3-5 пункта 1 статьи 145 НК РФ контролируемые лица на УСН освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в случае непревышения соответствующего порога доходов в 60 млн рублей. Для данной категории контролируемых лиц на УСН порядок формирования оптовых и розничных отпускных цен на ЖНВЛП остается прежним: необходимо суммировать цену приобретения ЖНВЛП у поставщика (фактические затраты на приобретение ЖНВЛП с НДС, если он был предъявлен) и надбавку (исчисленную от фактической отпускной цены производителя без учета НДС). Вторая категория контролируемых лиц на УСН, применяющие ставки НДС, в случае превышения порога доходов в 60 млн рублей. Применение контролируемыми лицами, находящимися на УСН, ставки НДС 10% предполагает формирование ими отпускных цен аналогично формированию таковых контролируемыми лицами, находящимся на общей системе налогообложения: необходимо суммировать цену приобретения ЖНВЛП без НДС (если поставщик ЖНВЛП относится к первой категории контролируемых лиц на УСН, то есть освобожден от уплаты НДС - фактическую цену приобретения ЖНВЛП у такого поставщика), надбавку (исчисленную от фактической отпускной цены производителя без учета НДС) и НДС (исчисленный от суммы, полученной в результате сложения вышеуказанных цены приобретения и надбавки). Третья категория контролируемых лиц на УСН, применяющие ставки НДС 5% или 7% в зависимости от дохода, в случае превышения порога доходов в 60 млн рублей. В соответствии с пунктом 8 статьи 164 НК РФ контролируемые лица, применяющие УСН, вправе производить налогообложение соответствующих операций по ставкам НДС 5% или 7% в зависимости от дохода. Применение налоговых ставок 5% или 7% предполагает формирование отпускной цены на ЖНВЛП с сочетанием двух вышеупомянутых методов формирования отпускных цен: необходимо суммировать цену приобретения ЖНВЛП у поставщика (фактические затраты на приобретение ЖНВЛП с НДС, если он был предъявлен), надбавку (исчисленную от фактической отпускной цены производителя без учета НДС) и НДС (исчисленный от суммы, полученной в результате сложения вышеуказанных цены приобретения и надбавки). С примерами расчетов можно ознакомиться на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы в разделе "Департамент" / "Региональный государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты" во вкладке "Документы": https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/document/default/view/2749.html). 3. Соблюдение запрета на реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, предусмотренного частью 8 статьи 61 Федерального закона N 61-ФЗ. Контролируемые лица обязаны не допускать реализацию и отпуск лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, на которые производителями лекарственных препаратов не зарегистрирована предельная отпускная цена, реализацию и отпуск производителями лекарственных препаратов по ценам, превышающим зарегистрированные или перерегистрированные предельные отпускные цены на лекарственные препараты с учетом НДС. 4. Соблюдение обязательного требования в части запрета на реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, в отсутствие надлежащих протоколов согласования цен поставки ЖНВЛП, оформленных в соответствии с пунктами 9 и 10 Правил, утвержденных постановлением N 865. Графы протокола согласования цен поставки ЖНВЛП заполняются в соответствии с пояснениями, указанными к сноскам в форме протокола (приложение к Правилам, утвержденным постановлением N 865): 1) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинские организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленные подразделения, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации; 2) зарегистрированная предельная отпускная цена производителя на лекарственный препарат на дату реализации лекарственного препарата производителем на территории Российской Федерации; 3) при установлении цены иностранным производителем фактическая отпускная цена на лекарственный препарат указывается с учетом таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление; 4) дата реализации лекарственного препарата производителем на территории Российской Федерации; 5) при заполнении организацией оптовой торговли, которая приобрела лекарственный препарат у производителя, указывается цена реализации лекарственного препарата организацией оптовой торговли; 6) при заполнении организацией оптовой торговли, которая приобрела лекарственный препарат у другой организации оптовой торговли, указывается цена приобретения лекарственного препарата; 7) заполняется каждой организацией оптовой торговли, которая реализует лекарственный препарат; 8) заполняется организацией оптовой торговли, которая приобрела лекарственный препарат у другой организации оптовой торговли; 9) в случае реализации организацией оптовой торговли лекарственного препарата по цене ниже цены его приобретения указывается прочерк; 10) в случае реализации организацией оптовой торговли лекарственного препарата по цене ниже фактической отпускной цены производителя указывается прочерк; 11) упрощенная система налогообложения; 12) единый налог на вмененный доход. Графы с 1 по 8 заполняются организацией оптовой торговли, которая приобрела лекарственный препарат у производителя. Информация, указанная в вышеперечисленных графах организацией оптовой торговли, которая приобрела лекарственный препарат у производителя, в обязательном порядке указывается без изменений всеми оптовыми организациями, участвующими в реализации лекарственного препарата. Согласно письму N АЦ/111577/19 в протоколе согласования цен поставки ЖНВЛП предусматривается указание цены приобретения и цены реализации лекарственного препарата организациями оптовой и розничной торговли в зависимости от режима налогообложения (то есть графы 9 - 11, 14 - 16, 21 - 22 протокола согласования цен поставки ЖНВЛП заполняются в зависимости от режима налогообложения поставщика и получателя). Необходимо обратить внимание на требования к оформлению дополнительных страниц протокола согласования цен поставки ЖНВЛП, изложенные в письме N АК/11825/16, размещенном на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы (https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/department/drugs_regional_page/drugs_region al_doc.html): "На дополнительной странице протокола согласования цен указывается дата и ставится подпись уполномоченного лица организации розничной торговли лекарственными препаратами, заверенная печатью организации". При оформлении протокола согласования цен поставки ЖНВЛП контролируемые лица - поставщик (продавец) и получатель (покупатель) - обязаны обеспечить следующее: - заполнение всех необходимых граф протокола согласования цен поставки ЖНВЛП; - наличие печатей организаций; - наличие даты оформления протокола согласования цен поставки ЖНВЛП; - наличие даты реализации лекарственного препарата производителем; - наличие подписи поставщика (продавца) и получателя (покупателя) - уполномоченных лиц, присутствующих на рабочих местах при оформлении протокола согласования цен поставки ЖНВЛП. Согласно письму N ТН/122353/24 форма обязательного для реализации организациями оптовой и розничной торговли протокола согласования цен поставки на ЖНВЛП (предусмотрена Постановлением N 865) не содержит указания на каждую новую категорию контролируемых лиц на УСН, являющихся плательщиками НДС с 1 января 2025 года. Для прослеживаемости порядка формирования поставщиком отпускной цены в части учета в ней НДС с учетом новых требований НК РФ в протоколе согласования цен поставки ЖНВЛП (при условии обязательного сохранения и заполнения обязательных в соответствии с Постановлением N 865 граф): - сведения об отпускных ценах контролируемых лиц на УСН (освобожденных от уплаты НДС) заполняются, как и прежде в графах "УСН" (соответственно графы 9, 14, 21 протокола); - сведения об отпускных ценах контролируемых лиц на УСН (исчисляющих НДС по ставке 10% или налоговым ставкам 5% или 7% в зависимости от дохода) заполняются в графах "с НДС" и "без НДС" (графы 10 - 11, 15 - 16, 22 протокола) с указанием на соответствующий режим налогообложения в протоколе (в свободной форме с указанием ставки НДС). 5. Соблюдение обязательного требования в части размещения в доступной форме в аптечных организациях актуальной информации, предусмотренной частью 3 статьи 63 Федерального закона N 61-ФЗ. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации размещают в сети Интернет информацию о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, об установленных в субъекте Российской Федерации предельных размерах оптовых надбавок и (или) предельных размерах розничных надбавок к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, а также о сумме зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, установленных в субъекте Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок и НДС. Указанная информация должна находиться также в аптечных организациях в доступной для всех заинтересованных лиц форме и обновляться по мере ее размещения исполнительными органами субъектов Российской Федерации в сети Интернет. Обновление указанной информации осуществляется Департаментом здравоохранения города Москвы не реже чем раз в месяц на официальном сайте: https://mosgorzdrav.ru/ в разделе: "Гражданам" / "Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты". Во вкладке "Архив" размещается актуальная информация в доступной для скачивания форме. На этой же странице имеется вся информация за предыдущие периоды (https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/citizens/health/drugs.html). Актуальная информация должна содержать все три составляющих, перечисленных в части 3 статьи 63 Федерального закона N 61-ФЗ, то есть информацию: - о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП; - об установленных в городе Москве размерах предельных оптовых надбавок и (или) размерах предельных розничных надбавок к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 163-ПП "Об установлении предельных размеров торговых надбавок к ценам на лекарственные препараты"; - о сумме зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, установленных в городе Москве размеров предельных оптовых надбавок и размеров предельных розничных надбавок и НДС. Действующее законодательство требует наличия в аптечной организации указанной актуальной информации, не конкретизируя форму, в которой она должна размещаться. Актуальная информация может быть размещена на бумажном носителе и/или в электронном виде (на информационном терминале (инфомат), компьютере или ноутбуке), расположенном в любом месте, доступном для всех заинтересованных лиц (общедоступные помещения аптечной организации, открытые для посещения неограниченным кругом лиц) - в торговом зале. Следует обратить внимание на то, что наличие информации в электронном виде на рабочем компьютере фармацевтического работника, в личном смартфоне или в кабинете заведующего аптекой, а также в бумажном виде на рабочем столе фармацевтического работника или в кабинете заведующего аптекой, или ином рабочем помещении не отвечает критериям "доступной формы". При размещении указанной информации в электронном виде аптечная организация должна обеспечить возможность ознакомления с ней, в том числе лиц, не умеющих пользоваться компьютером, и должна предоставлять таким покупателям консультативную помощь по получению необходимой информации. В аптечной организации должно присутствовать объявление о возможности ознакомления всех заинтересованных лиц с указанной информацией. Отсутствие актуальной информации в доступной для всех заинтересованных лиц форме нарушает права граждан в части доступности лекарственной помощи и информированности о ценах на ЖНВЛП. Необходимо обратить внимание на то, что с января 2021 года Министерством здравоохранения Российской Федерации внесено изменение и дополнение в форму Государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: текущий реестр функционально разбит на три части: "Действующие", "Измененные" и "Исключенные". Для соблюдения вышеуказанного обязательного требования контролируемым лицам необходимо ежемесячно скачивать на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы в разделе "Гражданам" / "Жизненно необходимые и лекарственные препараты" в отдельной вкладке "Архив" актуальный файл "Информация о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, об установленных в городе Москве предельных размерах оптовых надбавок и предельных размерах розничных надбавок к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, а также о сумме зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, установленных в городе Москве предельных размерах оптовых надбавок и предельных размерах розничных надбавок и налога на добавленную стоимость (по состоянию на ...)", состоящий также из трех вышеуказанных закладок/листов ("Действующие", "Измененные", "Исключенные"), и размещать в аптечных организациях информацию из закладок/листов "Действующие" и "Измененные" в доступной для всех заинтересованных лиц форме. В целях соблюдения обязательных требований в аптечной организации юридического лица/индивидуального предпринимателя в обязательном порядке должны быть оформлены следующие приказы: - о назначении сотрудника (сотрудников), ответственного за порядок ценообразования на лекарственные препараты; - о предоставлении отпуска сотруднику, ответственному за порядок ценообразования на лекарственные препараты; - о возложении полномочий по ценообразованию на другого сотрудника на время отпуска сотрудника, ответственного за порядок ценообразования на лекарственные препараты; - о назначении сотрудника (сотрудников), ответственного за подписание и оформление протоколов согласования цен поставки ЖНВЛП и дополнительных страниц к ним; - о возложении полномочий по подписанию и оформлению протоколов согласования цен ЖНВЛП и дополнительных страниц к ним на другого сотрудника на время отпуска ответственного сотрудника. Исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица для достижения целей и задач проведения проверки, размещен на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы: https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/department/drugs_regional_page/document s_list.html.
Обзор документа
О региональном государственном контроле (надзоре) в городе Москве за применением цен на лекарства.
В новой редакции изложены:
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
Рекомендации контролируемым лицам по соблюдению обязательных требований.
Назад
В новой редакции изложены:
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
Рекомендации контролируемым лицам по соблюдению обязательных требований.