Требования к организации внутреннего контроля закрепят в СГС "Учетная политика"
![]() |
© robuart / Фотобанк 123RF.com |
Осенью прошлого года в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2024 – 2027 гг. Минфин опубликовал проект нового федерального Стандарта "Внутренний контроль" (см. новость от 13 сентября 2024 г.). Планировалось, что он начнет работать с 1 января 2025 года. Но, очевидно, планы изменились...
Минфин намерен дополнить Стандарт "Учетная политика" новым приложением, в котором будут определены Общие требования к организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и ведения бухгалтерского учета. Проект изменений размещен на федеральном портале проектов НПА (ID 04/15/02-25/00154251).
Поправки закрепят в Стандарте "Учетная политика" единые требования к организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, внутреннего контроля бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности. На основании стандартизированных правил учреждения должны разработать свое положение о внутреннем контроле – основополагающий документ, определяющий политику внутреннего контроля во взаимосвязи с учетной политикой.
Общие требования предлагают два варианта организации внутреннего контроля:
- возложить соответствующие полномочия на должностных лиц, в т.ч. создать структурное подразделение;
- дополнительно наделить обязанностями контролера имеющихся сотрудников.
Вся информация, формируемая в процессе осуществления внутреннего контроля, будет аккумулироваться в специальных документах:
- Перечень рисков;
- Реестр контрольных процедур;
- Перечень операций, совершенных учреждением;
- Реестр рисков, которым подвержено учреждение;
- Реестр контрольных процедур – проведенных, проводимых и планируемых к проведению контрольных мероприятий;
- Сводный реестр;
- Отчетный реестр.
Предполагается, что внутренний контроль будет осуществляется с применением специальных информационных систем, и здесь на выбор предлагается два вида автоматизации:
- внедрение специализированной системы;
- обеспечение взаимодействия и совместимости используемых систем и программ.
Осуществление контрольных процедур без применения информационных технологий будет возможно только по согласованию с вышестоящим органом. Но даже в этом случае перечень рисков, реестр контрольных процедур и реестр операций должны вестись, хотя и в упрощенной форме.
Если полномочия по ведению бухгалтерского учета переданы централизованной бухгалтерии, руководитель, контролер и лица, формирующие первичные учетные документы, будут контролировать своевременное и корректное отражение фактов хозяйственной жизни. С этой целью ЦБ получит доступ к информационной системе внутреннего контроля учреждения и полномочия, соответственно, главного бухгалтера и подотчетного ему работника по осуществлению внутреннего контроля.
Ответственным за организацию мониторинга / наблюдения за осуществлением внутреннего контроля и за внесение изменений в систему внутреннего контроля является руководитель учреждения.
Предполагается, что обновленная редакция Стандарта "Учетная политика" с Общими требованиями к организации внутреннего контроля начнет действовать с 1 января 2026 года. Поэтому в срок до 31 декабря 2025 года предстоит утвердить политику внутреннего контроля, реестры рисков, перечни процедур, должностные регламенты и др. с тем, чтобы со следующего года начать работать по новым правилам.
При этом в течение двух лет – до 1 января 2028 года учреждения освобождаются от ответственности за ошибки в осуществлении внутреннего контроля. Органы государственного / муниципального финансового контроля по результатам проверки дадут лишь рекомендации по улучшению системы внутреннего контроля (Проект приказа Минфина России (подготовлен 4 февраля 2025 г.)).