Топ-8 нововведений начала 2025 года для бухгалтера и аудитора
![]() |
© natalyachernyak / Фотобанк 123RF.com |
Закрыли очередной финансовый год, сдали годовую отчетность учредителю, уплатили налоги – вот и пролетели два первых месяца нового года. Нормотворцы тоже не сидели сложа руки – в этот период из-под их пера вышли важные изменения в законодательстве, новые требования и регламенты, а также интересные проекты и актуальные разъяснения. И если вы не успели ознакомиться с ними, поможет наша традиционная подборка самых заметных новостей января-февраля.
1. Бухгалтерские документы
Приказ № 61н пополнился новыми формами электронных документов. Применять их предстоит с 2026 года, но можно и раньше. Так, Акт сверки расчетов станет обязательной к применению унифицированной формой. Его главная цель – фиксация задолженности должника или кредитора. А для оформления инвентаризации о выявленных отклонениях на счетах учета расчетов с поставщиками и прочими кредиторами и дебиторами, по которым отражена задолженность, в том числе не подтвержденная дебиторами и / или не согласованная кредиторами, введена специальная форма Инвентаризационной описи.
Кроме того, со следующего года скорректированы правила применения целого ряда действующих форм. Например, расширен перечень объектов, по которым оформляется Решение о признании объектов НФА (ф. 0510441), уточнен порядок подписания Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) представителями контрагента, существенные изменения связаны с формированием Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463).
2. Федеральные стандарты
Минфин России планирует дополнить Стандарт "Учетная политика" новым приложением, в котором будут определены Общие требования к организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и ведения бухгалтерского учета. На основании стандартизированных правил учреждениям предстоит разработать свое положение о внутреннем контроле. Предполагается, что обновленная редакция Стандарта "Учетная политика" начнет действовать с 1 января 2026 года. Поэтому в срок до 31 декабря 2025 года предстоит утвердить политику внутреннего контроля, реестры рисков, перечни процедур, должностные регламенты и др. с тем, чтобы со следующего года начать работать по новым правилам.
3. Бухгалтерский учет и отчетность
3.1. Стандарт "Непроизведенные активы" предусматривает всего два основания для изменения стоимости земельных участков: – проведение государственной кадастровой оценки и внесение изменений в ЕГРН по иным законным основаниям. Отражение в учете неактуализированной кадастровой стоимости земельных участков ревизоры расценивают как нарушение.
Что нужно обязательно сделать перед тем, как актуализировать стоимости земли в учете?
Почему в отчетности-2024 большинства учреждений не может быть операций по изменению стоимости земли по результатам государственной кадастровой оценки?
Как правильно отражать изменение стоимости земельных участков по результатам гос.оценки, проведенной в прошлые годы?
Подробные ответы на эти и другие вопросы – в разъяснениях Минфина России,
3.2. В целях применения КОСГУ действует общее правило о разграничении безвозмездных поступлений органам / учреждениям и исходящих от них безвозмездных перечислений на поступления / перечисления текущего и капитального характера. Поступления средств целевых субсидий учреждение отражает в Отчете (ф. 0503723) по соответствующим строкам для текущих и капитальных поступлений. Но порой учреждение затрудняется с определением типа поступившей целевой субсидии. Ошибиться нельзя – эти данные должны быть сопоставимы с соответствующими показателями в отчетности учредителя. Одно из профильных ведомств дало учреждениям подсказку, как понять, текущую или капитальную субсидию предоставил учредитель.
4. Административная ответственность
В настоящий момент ни для должностных лиц, ни для организаций административная ответственность за неразмещение, несвоевременное и / или неполное размещение информации на сайте www.bus.gov.ru не установлена. В связи с этим Минфин инициировал введение в КоАП новых норм, устанавливающих серьезные штрафы за такие правонарушения. Максимальный штраф для юридических лиц может составить 200 тыс. руб.
Этим же проектом планируется внести изменения в ст. 15.15.6 КоАП. Напомним, положения данной статьи освобождают от ответственности за искажение показателей отчетности бухгалтера, если причиной нарушения стали некачественно составленные или несвоевременно переданные в бухгалтерию первичные документы. Получается, бухгалтер не виноват, и кого наказывать - непонятно. Подготовленные поправки призваны уточнить перечень лиц, на которых возлагается ответственность по данной статье, и лиц, которые освобождаются от ее применения. Предполагается, что отвечать за искажение отчетности, случившееся из-за некорректного оформления первичных документов и / или их несвоевременной передачи в бухгалтерию, будет лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни.
5. Кадры и расчеты с персоналом
5.1. Утверждены единые рекомендации по оплате труда бюджетников на 2025 год. Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами госвласти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений. Для сфер образования, здравоохранения, физкультуры и спорта есть ряд моментов, отличающих нынешние рекомендации от прошлогодних:
5.2. С 11 февраля Минтруд России скорректировал форму справки о среднем заработке, исчисленном работодателем. Напомним, что такая справка представляется уволившимся работником в службу занятости, в том числе для назначения пособия по безработице.
5.3. Минпросвещения России дал несколько разъяснений, в которых раскрыл важные детали о ежемесячной денежной выплате, отпуске и должностной инструкции советника директора по воспитанию.
5.4. Минтруд России традиционно подготовил Методические рекомендации по вопросам представления сведений за 2024 год. Прошлогодняя методичка уже неактуальна. Напомним: срок подачи справки для большинства служащих – до 30 апреля. Важные новшества и значимые моменты декларационной кампании, а также важные разъяснения и примечательные судебные решения – в специальном материале.
6. Закупки по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ
С 1 января 2025 года вступили в силу важные изменения в Закон № 44-ФЗ. Согласно обновленным нормам, с указанной даты для всех заключаемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ контрактов, в том числе государственных и муниципальных, письменная форма является обязательной. Теперь любой контракт должен быть заключен с соблюдением простой письменной формы. И это вызвало серьезную обеспокоенность: как быть покупкой товаров через подотчетных лиц – достаточно ли кассового чека для подтверждения заключения договора в письменной форме? Как быть с покупкой товаров через подотчетных лиц?".
Спешим успокоить: прямого запрета на осуществление закупок через подотчетных лиц для организаций бюджетной сферы не было и нет. Однако вопрос оформления таких закупок требует особого внимания, поскольку набор документов при таком способе заключения и исполнения контракта должен удовлетворять всем требования законодательства. Каким образом организовать закупочные процедуры, какие документы оформить при закупке через "подотчетника", чтобы исключить все возможные претензии ревизоров, рассказываем в специальном материале.
7. Налоги и страховые взносы
7.1. С 1 января 2025 года введены новые коды бюджетной классификации по НДФЛ. В связи с этим ФНС обновила контрольные соотношения для уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.
Напомним, что с 2023 года действует правило: если указанные в уведомлении показатели не соответствуют контрольным соотношениям, уведомление может быть признано полностью или частично непредставленным.
7.2. Работодателей освободили от обязанности подтверждать основной вид деятельности. Напомним, что подтверждать в СФР основной вид экономической деятельности требуется для установления коэффициента по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку тариф взносов на травматизм зависит от того, к какому классу риска относится основной вид деятельности страхователя. С 1 сентября 2025 года данное требование упразднено, но у организаций появится другая обязанность.
7.3. С 7 февраля изменены правила расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на ОСС по травматизму. Теперь при расчете размера скидки и надбавки исключаются несчастные случаи на производстве, произошедшие в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов.
Заявление об установлении скидки теперь можно подать в любой территориальный орган СФР (раньше - только по месту своей регистрации). Организации бюджетной сферы наравне с другими страхователями вправе обратиться в СФР за скидкой к тарифу взносов по травматизму. Правила обращения за скидкой к страховым взносам на травматизм тоже обновились.
8. Новшества для федеральных органов и учреждений
Целый пакет новшеств принят в отношении министерств, ведомств и учреждений федерального уровня. Так, для федеральных ГАБС утвердили сроки сдачи промежуточной и годовой отчетности в 2025 году, а федеральным учреждениям скорректировали форму госзадания и отчета о его выполнении. Изменения связаны с порядком планирования и реализации научных исследований и разработок (НИР).
С 17 февраля Правительство РФ обязало бюджетные учреждения, подведомственные федеральным органам власти, осуществлять ряд закупок с использованием единого агрегатора торговли (ЕАТ) "Березка". До этого такая обязанность была предусмотрена лишь для федеральных органов исполнительной власти и находящихся в их ведении федеральных казенных учреждений.
С 1 сентября вступают в силу новые правила:
- предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам ФГУ с ненормированным рабочим днем;
- компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах и учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам федеральных органов и учреждений.